Допрофессиональная подготовка технических кадров в РС(Я) является важным звеном в реализации Концепции развития инженерного образования в РС(Я) до 2018.
Для допрофессиональной подготовки будущих технических кадров особенно важны наряду с довузовской подготовкой – развитие инженерного стиля мышления, технологического мышления. А развитие данных видов мышления невозможно без практических видов деятельности учащихся
На данном этапе допрофессиональная подготовка технических кадров насыщается начальной профессиональной подготовкой в условиях школ.
В этом плане возникает необходимость внедрения системы дуального образования.
Программа реализации введения дуальной системы образования является одним их приоритетных направлений Закона Республики Саха (Якутия) «О Государственной целевой программе развития Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 г.г.».
Введение дуальной системы образования должно стать инструментом расширения возможностей выпускника в выборе будущей специальности. Наряду с профильными классами школа должна продумать пути социализации большей части выпускников с учетом перспективных потребностей рынка труда.
По республике наблюдается повышение безработицы среди молодежи, хотя на рынке труда республики складывается негативная тенденция – нехватка квалифицированной рабочей силы. У многих выпускников нет осознанного выбора будущей профессии. Школа может формировать универсальные компетенции, которые могли бы помочь адаптироваться во взрослой жизни.
Исходя из этого, участники республиканской научно-практической конференции «Допрофессиональная подготовка технических кадров: проблемы, поиск, находки, решения», проведенной на базе МОУ Нюрбинской средней школы №2, отмечают:
- Значимость допрофессиональной подготовки и дуального образования, направленных на расширение возможностей выпускников в выборе будущей специальности;
- социальную востребованность современных технологий подготовки профессиональных кадров для быстро меняющегося рынка труда в условиях местного самоуправления;
- приоритетную направленность дуального образования на личностное самоопределение, воспитание патриотического самосознания, гражданское становление личности, создание условий для раскрытия способностей, занятость детей, профилактику безнадзорности и правонарушений, социальную адаптацию;
- необходимость взаимодействия и партнерства средних общеобразовательных учреждений с производственными предприятиями.
Участники работы конференции, проанализировав актуальные проблемы и перспективы развития системы дуального образования, учитывая социально-экономические особенности Республики Саха(Якутия),
Рекомендуют:
- В школах вести конкретную работу по допрофессиональной подготовке технических кадров, усилить практическую направленность всех школьных предметов, связанных с техническим образованием;
- Продолжить целенаправленную работу по повышению качества образования с целью обеспечения конкурентоспособности выпускников;
- Создать организационно-педагогические условия для внедрения дуальной системы образования по специальностям начального профессионального обучения в средних общеобразовательных школах Республики Саха (Якутия); также в Ресурсных центрах
- Расширить сферы деятельности учреждений дуального образования
- Принять меры по развитию и сохранению системы дуального образования, реализации государственных гарантий доступности дуального образования для учащихся, особенно из малообеспеченных семей
- Способствовать развитию учреждений дуального образования как открытой государственно-общественной системы, повышению роли всех участников образовательного процесса: обучающихся, педагогов, родителей, попечителей;
- Повысить компетентность и высокую технику ведения учебно-воспитательного процесса педагогов через курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
|